В Москве обсудили меры поддержки для представителей индустрии издательского дела

31 марта 2021

28 марта, в рамках 22-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction состоялась встреча Андрея Железнякова, заместителя руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы с представителями книжной индустрии. Организатором круглого стола выступило Агентство креативных индустрий.

В Москве обсудили перспективы развития издательского рынка

Ключевой темой круглого стола стала текущая ситуация с книжным бизнесом и издательским делом, перспективы развития рынка книгоиздательства Москвы и необходимые меры государственной поддержки для индустрии.

Доля организаций индустрии издательского дела в Москве от общего числа креативных организаций и ИП составляет 11,6% с выручкой 273,5 млрд рублей. Количество занятых в данной индустрии на конец 2020 года составляет более 60 тыс. человек.

Встреча объединила ведущих экспертов издательского дела. В обсуждении приняли участие: Василий Бычков (учредитель международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction), Борис Куприянов (соучредитель книжного магазина Фаланстер, директор проекта о книгах и чтениях «Горький Медиа») и издатель Дмитрий Ицкович. Модератором дискуссии выступила Екатерина Гайка, руководитель Агентства креативных индустрий.

Участники круглого стола рассказали, что представляет из себя книжный бизнес и издательское дело сегодня, обсудили возможные пути решения имеющихся проблем и дали практические рекомендации коллегам по цеху. Отдельное внимание на круглом столе было уделено мерам поддержки, необходимым издательской индустрии для эффективного и устойчивого развития.

«В прошлом году был запущен проект Агентство креативных индустрий. Я считаю, что это важнейшее событие. Мы хотим, чтобы каждый предприниматель из индустрии присылал нам свои идеи, пожелания и предложения. Мы будем отрабатывать все запросы и двигать инициативы дальше», - рассказал Андрей Железняков, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы с представителями книжной индустрии.

Московским организациям в сфере креативных индустрий доступны следующие меры поддержки Правительства Москвы:

- компенсация до 50% затрат за участие в выставках, международных фестивалях и конкурсах из утвержденного списка;

- компенсация до 50% затрат на работу с маркетплейсами: возмещаются затраты, связанные с оплатой услуг маркетплейсов, при продаже и продвижении товаров, услуг или работ;

- компенсация до 50% затрат на рекламу в интернете: на размещение таргетированной рекламы в социальных сетях, на размещение контекстной рекламы;

- на оборудование и оплату коммунальных услуг;

- компенсация до 95% затрат на обучение сотрудников;

- субсидии и грант для экспортеров: компенсация до 100% затрат на экспорт товаров, услуг или результатов интеллектуальной деятельности; грант (экспортный кэшбэк) до 10 млн рублей.

На сегодняшний день упростился порядок по многим субсидиям по подаче и рассмотрению документов. Всем предпринимателям, в случае отказа, государство предоставляет 10 дней на доработку документов. Это направлено на то, чтобы повысить качество подготовки и обработки документов.

Эксперты отметили, что для книжной отрасли очень важно, чтобы в Москве появилась единая площадка, где представители индустрии могли бы обсудить проблемы, поделиться опытом и просто пообщаться. Помощь Агентства креативных индустрий в поддержке индустриальных начинаний просто необходима.

По мнению директора ярмарки Василия Бычкова, 22-ю ярмарку non/fiction можно смело назвать очень успешной. В этом году на ярмарке присутствовало 288 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 19 стран мира. Программа ярмарки включила в себя более 400 мероприятий, которые в течение всех пяти дней прошли в режиме нон-стоп на дискуссионных площадках и на стендах участников ярмарки. По официальным данным в этом году установлен рекорд посещаемости – за 5 дней работы ярмарку посетило более 43 000 человек, среди которых профессиональная публика, имеющая отношение к книгоизданию, литературные критики и читатели, ценящие качественную литературу. Успех 22-й ярмарки заставил организаторов задуматься о возможности проведения мероприятия 2 раза в год.

«Мы находимся в начале пути и, поэтому, в данный момент важно налаживать коммуникационные каналы с индустрией, важно начинать говорить о проблемах, которые есть и которые возникают, о способах их решения», – рассказала Екатерина Гайка, руководитель Агентства креативных индустрий.

Говоря о поддержке издательского дела, Екатерина, сообщила, что Агентство креативных индустрий планирует поддержать стендом 23-ю Международную ярмарку интеллектуальной литературы non/fiction.

«В ближайшее время мы будем обсуждать концепцию участия московских издательств в декабрьской ярмарке. Это был один из запросов индустрии, который мы получили в конце прошлого года. Мы понимаем, что это системообразующее мероприятие и его нужно поддерживать также, как поддерживать издательства, которые будут в ней участвовать», - уточнила Екатерина.

В завершение дискуссии Андрей Железняков добавил, что в ближайших планах Агентства креативных индустрий – организация для представителей индустрии обучающих вебинаров по подаче документов на субсидии.